УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министра образования Республики Беларусь
10.06.2022 №401
Правила педагогических работников
Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.
В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:
1. Реализовывать государственную политику в сфере образования.
2. Строить работу на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег.
3. Добросовестно и качественно исполнять профессиональные обязанности. Постоянно совершенствовать свой профессионализм.
4. Формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, стремление к здоровому образу жизни.
5. Быть честным, искренним, справедливым и открытым для общения.
6. Проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях.
7. В рамках законодательства сохранять тайну лично доверенной информации.
8. Способствовать созданию позитивных взаимоотношений в коллективе учащихся и педагогическом коллективе.
9. Соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве.
10. Внешним видом, поведением, культурой общения соответствовать статусу педагогического работника.
Нормативные правовые акты
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июля 2022 г. № 204 Об утверждении Инструкции о порядке организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 августа 2022 г. № 265 О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 9 августа 2022 г. № 516 «Об отчислении для перевода, переводе обучающихся и восстановлении лиц для продолжения получения образования»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 540 «О бесплатной перевозке обучающихся»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 № 228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2022 г. № 266 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»
- ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования
https://edu.gov.by
Интернет-ресурсы:
- http://www.edu.by – Белорусский национальный образовательный Интернет-портал
- http://giac.unibel.by – учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»
- http://www.academy.edu.by – государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»
- http://www.adu.by – Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
- http://child.edu.by – учреждение «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь»
- http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси
- http://biblio.unibel.by – Научно-педагогическая библиотека учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»
- http://mp.minsk.edu.by – Минский городской методический портал
- http://mgiro.minsk.edu.by – государственное учреждение образования «Минский городской институт развития образования»
- http://iso.minsk.edu.by – центр информационных ресурсов системы регионального образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»
- http://moiro.by – государственное учреждение образования «Минский областной институт развития образования»
- www.boiro.brest-region.edu.by – государственное учреждение образования «Брестский областной институт развития образования»
- www.voiro.vitebsk-region.edu.by – государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования»
- www.groiro.by – государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования»
- www.iro.gomel.by – государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования»
- www.mogileviro.by – учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования»
- www.praleska-red.by – учреждение «Редакция журнала “Пралеска”»
- www.p-shkola.by – республиканское унитарное предприятие «Издательство “Пачатковая школа”»
- www.nastgaz.by – учреждение «Редакция газеты “Настаўніцкая газета”»
Аттестация педагогических работников
- Методические рекомендации по выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта
- Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
- Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории
- Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
Материалы с сайта http://www.academy.edu.by
Современные педагогические технологии
Современные педагогические технологии
Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием современного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?
Чем же технология отличается от методики?
Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Изученная и апробированная на практике методика переходит на уровень технологии.
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.
Структуру образовательной технологии составляет:
концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.
Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:
гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;
целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного процесса (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию образовательного стандарта дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.
К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:
физкультурно-оздоровительные;
проектной деятельности;
исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные;
игровую;
ТРИЗ;
коррекционные и др.
В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.
Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.
Современные педагогические технологии белорусских авторов в дошкольном образовании
Глазырина Л.Д. «Технология процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей»;
Шебеко В.Н. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности»;
Шишкина В.А. «Технология двигательного развития детей дошкольного возраста»
Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;
Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического образования дошкольников»;
Дубинина Д.Н. «Технология процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;
Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»;
Ходонович Л.С. Технология «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»;
Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Технология формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»;
Житко И.В. «Технология алгоритмизации процесса предматематического развития дошкольников»;
Пашко В.Л. «Технология развития метафоричности речи детей старшего дошкольного возраста»;
Косенюк Р.Р. «Технология педагогической поддержки детей от рождения до трех лет в «Материнской школе»»
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования
Современные информационно-коммуникационные технологии поддержки участников образовательного процесса
Технологии исследовательской деятельности
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)-технология развития творческой личности
Педагогическая система Марии Монтессори
«Первый шаг» – технология открытой модели семейно-общественного воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Педагогическая технология «Метод проектов» (Дж. Дьюи, В. Килпатрик)
Анализ и самоанализ занятия
Анализ и самоанализ занятия
Занятие — это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребёнком, направленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).
Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их познавательных потребностей.
Занятие имеет чётко выраженную структуру. Структура занятия — логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учётом содержания учебного материала, методов обучения. На занятии выделяют три основные части: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность, мотивировать на неё через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы.
На данном этапе занятия методы и приёмы индивидуализируются и дифференцируются в соответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка или группы детей. Обращения ко всем детям необходимы, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечёткого объяснения педагога). В зависимости от образовательной области, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Во время занятия педагог даёт возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Минимальная помощь оказывается тому, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения таким детям бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса.
Чтобы у ребёнка было желание заниматься, важно учитывать состояние его здоровья, т.к. он может не воспринимать материал, если болен, утомлён — ему не интересно содержание.
Успешное формирование познавательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет что-то делать, заставить его нельзя. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», чтобы не вызвать неудовольствие педагога и др. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом воспитанника: «интересно», «хочу познать, уметь» — эта цель становится деятельностью самого ребёнка. Результаты познавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребёнка, что свидетельствовало о его продвижении вперёд, показало, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей, от сложности учебной задачи.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.
В ходе самоанализа рекомендовано затронуть следующие моменты содержания:
1 вариант.
Общая характеристика группы детей, в которой проводится занятие: длительность работы с данным возрастным составом детей, уровень интереса детей, их познавательных возможностей и особенностей, уровень сформированности коллектива, навыки взаимодействия в группе между собой в процессе обучения.
Оценка предварительной работы с детьми в рамках проводимой темы занятия, связь темы с другими в рамках программы (в первую очередь с предыдущей и последующей с ней).
Соблюдение требований, предъявляемых к проведению занятий: общие, гигиенические, воспитательные, дидактические, развивающие, требования сотрудничества, «экология» занятия.
Оценка способов организации деятельности детей на занятии (индивидуальная, групповая, фронтальная и их рациональное чередование на разных этапах занятия).
Подготовка воспитателя к занятию, характеристика используемых дидактических и раздаточных материалов и пособий, средств обучения, разных видов наглядности и их эффективность.
Анализ задач программного содержания занятия: образовательные, воспитательные, развивающие, их взаимосвязь и определение главной (ведущей). Формулировка специальных задач, связанных со спецификой занятия.
Глубина реализации поставленных задач в процессе проведения занятия, выбор оптимальных методов и приемов достижения запланированных целей деятельности (наглядные, словесные, практические, игровые, методы стимулирования, проблемно-поисковые методы и др.)
Факторы, влияющие на выбор методов обучения
Анализ структуры занятия (вводная часть: ее длительность, настрой детей на работу, умение заинтересовать, перевод целей деятельности педагога в цели деятельности детей; основная часть: ее длительность, рациональность перехода от одних задач к другим, логическая завершенность частей, методы и приемы обучения; заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка результатов деятельности детей, анализ продуктов детской деятельности)
Оценка взаимодействия воспитателя с детьми на всех этапах занятия, осуществление индивидуального подхода к отдельным категориям детей, способы привлечения их к коллективной работе. Реализация личностно ориентированного подхода на занятии (свобода выбора деятельности, партнера по игре).
Педагогическая оценка деятельности и поведения детей на занятии. Использование методов поощрения и соревнования детей.
Оценка степени удовлетворенности педагога от проведенной работы.
2 вариант.
Характеристика детей группы
Групповая дифференциация;
Уровень сформированности мыслительных операций;
Группа детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке;
Одаренные и способные дети, их потребности в процессе обучения.
Тема и задачи занятия
Тема занятия (полная формулировка);
Задачи образовательные;
Задачи развивающие;
Задачи воспитательные.
Обзор занятия (характеристика всех этапов занятия)
Подход к подбору содержания материала для каждого этапа занятия (с учетом уровня развития мыслительных операций у детей);
Структура занятия с учетом особенностей восприятия;
Использованные методы и приемы обучения. Их эффективность;
Характеристика уровня сложности конкретных заданий;
Формы работы на занятии, их эффективность; оборудование занятия, его назначение;
Психологические подходы на конкретных этапах занятия с конкретным ребенком;
Уровень активности, внимания и работоспособности группы и отдельных детей на каждом этапе занятия; способы их поддержки;
Характеристика индивидуальных и дифференцированных форм работы и их целевое использование на занятии;
Оценка уровня знаний детей;
Пути устранения перегрузки на занятии.
Подведение итогов
Решение поставленных задач;
Недостатки в организации;
Оценка деятельности детей;
Психолого-педагогический контакт с детьми;
Эффективность занятия.
Важным моментом является выдержанность времени занятия с учетом возраста детей, оценка внешнего вида воспитателя дошкольного образования, его стиля общения с детьми.
Самоанализ занятия является одним из компонентов профессиональной педагогической культуры воспитателя дошкольного образования, позволяет взглянуть на результат своей работы с разных точек зрения.